Программа
по гражданско-патриотическому воспитанию
« РАЗНЫЕ СУДЬБЫ»
Цели и задачи программы:
Основной целью Программы является создание условий для совершенствования общественно-государственной системы гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, для формирования социально-активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите и выполнению конституционных обязанностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- продолжить создание системы патриотического воспитания детей;
- формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечества и его вооруженной защите;
- изучение истории родного края и истории своей школы;
- физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни;
- консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в патриотическом воспитании детей;
- воспитание у учащихся активной жизненной позиции, через развитие школьного самоуправления;
- воспитание у учащихся интернациональных чувств.
Основные направления:
Духовно-нравственное — осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма.
Историко-краеведческое — познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за выполнение конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики.
Гражданско-патриотическое — воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает: беззаветную любовь и преданность своему Отечеству; гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам; почитание национальных святынь и символов; готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.
Деятельностное — формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, дальнейшее самоопределение.
Воспитание на воинских традициях - представляющих собой устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические особенности. Важнейшими воинскими традициями, оказывающими наибольшее воспитательное воздействие на молодежь, являются: верность военной присяге, Боевому Знамени и Военно-Морскому флагу; служение интересам народа, а не отдельным политическим партиям и их лидерам; самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы; массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба независимости Отечества; воинская доблесть, умение стойко переносить трудности военной службы; гуманное отношение к поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным. Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными и мировоззренческими основами, принципами, формами и методами военно-патриотического воспитания.
Военно-патриотическое воспитание молодежи — одно из направлений государственной молодежной политики России на этапе переходного периода и на долговременную перспективу.
Система гражданского и военно-патриотического воспитания включает:
1. Образовательная задача: Учебно-просветительский процесс (предметная и кружковая деятельность: беседы, вечера вопросов и ответов, «круглые столы», встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими, интеллектуальные игры и т.д.), направленный на формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе обучения в общеобразовательной школе;
2. Воспитательная задача: Культурно – творческая (конкурсы, творческие встречи, мероприятия, утренники, концерты и т.д.) и спортивная деятельность (оборонно-спортивный оздоровительный лагерь, военно-полевые сборы, патриотические клубы и объединения различной направленности, день призывника), направленная на рассмотрение, освещение и поиск решения проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.
3. Развивающая задача: Социально – значимая деятельность и создание единого воспитательного пространства с привлечением социальных партнёров по формированию и развитию гражданского и военно-патриотического воспитания подрастающего поколения (тематические мероприятия, «круглые столы», творческие акции, проекты и т.д.);
Материально – технические и образовательные средства:
Осуществление патриотического воспитания предполагает использование системы средств, которая включает три основных компонента:
· материально-технический (учебные кабинеты, музей, актовый зал, библиотека, школьная газета, спортивный зал, спортивная площадка);
· образовательный (теоретическая, исследовательская, научно – практическая деятельность);
· организационный (комплекс мероприятий с использованием материально – технических и образовательных средств).
Перспективы:
Программа отражает необходимый обществу и демократическому государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.
Система воспитательной работы является в настоящее время одной из самых перспективных, так как позволяет решить многие проблемы в развитии личности:
· Нравственная сфера: чувство гражданина – патриота, гуманное отношение к окружающему миру, милосердие к людям;
· Социальная сфера: навыки общественной активности через систему ученического самоуправления;
· Познавательная сфера: развитие творческих способностей, навыки исследовательской работы, умение самостоятельно добывать знания;
· Сфера физического здоровья и культуры: занятость детей, повышение нравственного иммунитета к наркомании, алкоголизму и другим антиобщественным проявлениям.
Этапы реализации программы:
1 этап – 2006 – 2008 гг. – разработка программ и локальных актов по гражданскому и военно-патриотическому воспитанию. Проведение анкетирования, акций, встреч, «круглых столов» с заинтересованными лицами.
2 этап – 2008 – 2009 гг. – анализ деятельности, корректировка, внесение изменений в действующие документы. Активное внедрение программ в учебно-воспитательный процесс школы.
3 этап – 2009 – 2010 гг. – подведение итогов данного периода по апробации программы «Разные судьбы» и подпрограмм воспитания. Анализ результатов от совместной деятельности, анкетирование. Работа на дальнейшую перспективу деятельности.
Творческие конкурсы и фестивали:
Школа много уделяет внимание Художественно-эстетическим конкурсам - мероприятиям. Ребята через творчество выражают своё отношение к великим событиям России, к тем далеким и близким датам, что способствует военно-патриотическому и духовно – нравственному воспитанию.
В течение года проходят мероприятия, посвященные Дню Победы, знаменательным датам:
- Выставка рисунка «На Защите Отечества»;
- Сочинение на тему: «Моя семья в годы войны» среди 5 – 11 классов. По итогам конкурса оформилась выставка «Лучших работ»;
- Школьный конкурс Авторских стихов.
- Литературно – театральный конкурс «Победа остается молодой», «Россия – родина моя»;
- Конкурс патриотической песни «Пока горит свеча»;
- Акция «Ищу героя»: «Дети Ленинграда»; «Трудовые династии Костромы», «Моя семья в годы войны» и др.;
- Поэтические вечера, встречи с участниками ВОВ и тружениками тыла;
- Фестиваль танца «Здравствуй, мир!»;
- Интеллектуальные игры, посвященные основным событиям знаменательных дат;
- Творческие концерты, встречи, выступления перед жителями микрорайона;
- Подшефная работа с ЦСЗН №2, Городской и районный Совет ветеранов.
- Акция «Сувенир на память».